Диспетчеризация

Разработка и реализация инжиниринговых решений. Весь комплекс работ по проектированию, созданию, внедрению и поддержке в процессе эксплуатации введенных систем.

Как устроены системы диспетчеризации

Диспетчеризация классического типа включает в себя шкафы автоматики и пункта диспетчера. Они создают условия функционирования управления, получения данных с конкретного устройства инженерного типа. В пункте диспетчера присутствует один, либо несколько ПК, которые оснащены специфическим узконаправленным ПО. Все оборудование подключено так или иначе к компьютеру диспетчера по средствам технологической сети. Важно то, что число устройств и оборудования, шкафов не имеет значение, все они контролируются оператором диспетчерского пульта. Структура сети диспетчеризации индивидуальна для каждого объекта, а зависимости от регламента выполнения поставленных задач.

Как появилась диспетчеризация

Уже в XVIII веке в процессе перехода от кустарного производства к заводскому, мануфактурному появляются зачатки службы диспетчеров и диспетчеризации как отдельной отрасли управления производством. Первым шагом было выделение человека, который отвечал за распределения сырья, организации рабочего процесса сотрудниками производства и непосредственно самой продукции по точкам сбыта и т.п. Вторым этапом при появление серийного типа производства появляется структура, которая отвечала за организацией процесса логистики и контролем за ней. Третий этап был ознаменован появлением телефонной связи, что привело к успеху диспетчерского управления на железной дороге.

В итоге на производстве диспетчеризация стала важным элементом управления предприятия благодаря использованию современных технологий автоматизации, связи и компьютерной техники.

Какие задачи решает диспетчеризация?

Процесс диспетчеризации помогает организовать многоуровневую систему контроля и управления, это включает в себя:

  • Контроль диспетчеров рабочих данных системы и ее параметров, которые собираются автоматически.
  • Предоставление информации о работе частей системы и общую картину в необходимом формате. Это могут быть табличные данные, графики, схемы или диаграммы.
  • Непрерывный контроль и диагностику объектов, устройств, которые подчиняются перечню проверяемых параметров. Те объекты, которые являются особо контролируемые из-за высокого аварийного приоритета проходят такую проверку более часто с расшифровкой текущего состояния и рекомендации оператору.
  • Автоматическое заполнение журнала событий с указанием ответственного за принятия решений диспетчера-оператора.
  • Регламентированный доступ к процессу управления и изучения данных путем авторизации.
  • Учет технического и коммерческого типа потребления электроэнергии, воды, газа в многотарифном режиме и сведения суточных графиков с учетом изменений любого контролируемого показателя. Так, например, при выявление факта скачка расхода электроэнергии и ли иного ресурса является поводом проверки состояния оборудования на предмет сбоя работы.

Преимущество применения систем диспетчеризации

  • Высока скорость и надежность информации при диагностике состояния устройств и объектов.
  • Оптимизация процесса, один компьютер диспетчера способен выполнять работы множества самописцев механического типа. Полученная информация оперативна, находится в электронном виде и имеет понятную визуальную картинку, которую легко интерпретировать каждому участнику производства.
  • Получение данных для статистики и прогнозирования потерь энергоносителей в коммунальной отрасли, их анализ. Особенно это удобно при денежных взаиморасчетах.
  • Анализ состояния оборудования и контроль за ним может выполняться круглосуточно 7 дней в неделю.
  • Круглосуточный контроль за работой оборудования;
  • Минимизация человеческого фактора и его влияние на работу объекта.
  • Уменьшение расходов на эксплуатацию.

Виды систем диспетчеризации

Существует три вида систем, это локальные, удаленные и гибридные, совмещающие в себе оба типа:

  • Система локального типа располагается с одном здании и встречается в складах и производственном отделе.
  • Система удаленного типа представляет из себя отдельно стоящий пункт диспетчерской от того объекта, работу и функционирование которого он контролирует. Примером может служить пункт диспетчерского контроля в коттеджном поселке

Локальная система диспетчеризации

Локальная система диспетчеризации представляет собой объединение оборудования, задача которого контроль, управление и защита оборудования, мониторинг его показателей и передача технических данных оборудования инженерного типа. Эти системы диспетчеризации абсолютно не зависят от систем «верхнего уровня» и могут функционировать по своему циклу.

Эта система дает возможность передачи технологических данных от инженерной системы на ПК оператора-диспетчера. Это делает систему замкнутой, цикличной и находятся в периметре одного здания.

На объекте размещают датчики различного типа передачи сигнала. В их числе есть датчики функционирующие по протоколу modbus. Его особенность в том, что имеет прямое подключение к общей шине. 

Modbus — открытый протокол коммуникационного типа, который основан на принципе ведущий-ведомый (master-slave). Часто используется в промышленности для получения соединения между электронными устройствами.

Так же он применяется для обмена данными через линии последовательной связи RS -485, RS -422, RS -232 и сети TCP/IP (Modbus TCP).

Кроме получения данных с устройства он управляем через получение команды исполнительными устройствами по регламенту modbus.

Через модули ввода датчики подключаются к modbus шине, она ведет к серверу сбора информации. Протяженность данной шины не должна быть более 1.2 километра. На сервере действует узкоспециализированное ПО SCADA, в нем данные с датчиков демонстрируются в доступном виде и в визуальном формате.

Диспетчеризация инженерной системы дает возможность контролировать все подсистемы путем наблюдения в режиме реального времени. Это дает контроль над многими процессами удалено и изучать протокол их функционирования. Такие системы диспетчеризации применяют на заводах, складах, производственных цехах и т.п.

Система удаленной диспетчеризации

Система удаленной диспетчеризации на объекте – это совокупность программных и аппаратных средств для организации централизованного контролирования работы инженерных систем и технологических процессов. Она способствует детальному контролю за состоянием различных объектов, расположенных удаленно от пункта диспетчерского контроля и надзора. Между тем, получение данных и наблюдение за работой объектов выполняется в режиме нон-стоп. Под контролем находятся технологические процессы, а так же рабочее состояние подключенного оборудования. 

Получение данных от подконтрольных объектов на удаленный диспетчерский пункт выполняется при использовании разных каналов для передачи данных. При это данные могут поступать от нескольких объектов одновременно.

Эта система удаленного контроля применяется на крупных производственных объектах, коттеджных поселках, тепличных и складских комплексах. У диспетчера на экране отражаются показатели всех устройств. Информация, получаемая диспетчером имеет понятный для интерпретации вид. Это графики, таблицы, схемы, которые используются для проведения анализа и оценки работы оборудования, систем и подсистем.

При возникновении внештатной или аварийной ситуации диспетчер получает оповещение об этом оперативно, поскольку диагностика функционирования систем выполняется бесперебойно.  Чтобы предотвратить такую ситуацию оператор контролирует все возникающие изменения, ведется автоматический журнал событий и действий оператора смены. 

Удаленную систему диспетчеризации применяют и для контроля над работами локальных пунктов диспетчерских путем объединения их в единую сеть и тогда объектом контроля для удалённого центра становится диспетчерский пункт.